ETHOS

ЕТОС на практиці під час війни

«Ми не просили “рятувати” нас, а тим паче таким кривавим шляхом» – духовенство Дніпропетровської єпархії УПЦ МП

Духовенство Дніпропетровської єпархії УПЦ МП публічно звернулося до духовенства РПЦ:

Дорогие братья во Христе — архипастыри и пастыри Русской Православной Церкви!

К вам обращаются священнослужители Днепропетровской епархии Украинской Православной Церкви (Московского патриархата). На днях произошло событие, которое очень нас встревожило: по окончании Божественной Литургии в Храме Христа Спасителя Святейший Патриарх Кирилл благословил Августовской иконой Божией Матери главнокомандующего Росгвардией Виктора Золотова, а в его лице — и возглавляемую им национальную гвардию РФ. В ответном слове Золотов заверил патриарха, что проходящая на украинской земле операция будет доведена до конца. Наверняка к вам тоже обращаются военнослужащие различного ранга — от генералов до рядовых, за благословением на «учения» и в «командировки» в Украину. Возможно, в ответ вы их действительно благословляете на защиту Отечества, русскоязычных соотечественников и Православной Церкви.

Многие российские священнослужители искренне верят, что вооруженные силы РФ действительно выполняют миссию защиты Православной Церкви и русских людей от раскольников и нацистов. Возможно, так и выглядит эта «спецоперация» в репортажах российских СМИ.

Но совсем иначе видится она нам, пастырям Днепропетровской епархии. Мы постоянно общаемся с нашими собратьями, которые совершают свое священническое служение в регионах, охваченных военными действиями, с беженцами, приехавшими в нашу область, с украинскими военнослужащими из числа наших прихожан. И потому можем рассказать вам о происходящем из первых уст.

В этом письме мы хотим ответить на несколько простых вопросов.

1. Действительно ли власть на Украине захватили нацисты? В любой стране есть радикальные националисты. Они есть и в России — это ЛДПР, скинхеды, расисты, баркашовцы и прочие группировки. Есть они и в Украине. Но мнение о том, что у нас они находятся у власти – это откровенная ложь. По итогам последних выборов ни одна из националистических партий не смогла преодолеть 5-процентный барьер и пройти в Верховную Раду. На президентских выборах 2019 года националистические партии Украины выдвинули единого кандидата в президенты от националистических сил — Руслана Кошулинского. Его результат — 1,6%. Это и есть реальный уровень электоральной поддержки националистов в Украине! Мы, представители украинского православного духовенства, со всей ответственностью уверяем вас, дорогие владыки, отцы и братья: на сегодняшний день националистические силы не имеют в Украине заметного политического влияния, а их представители не занимают ни одного важного государственного поста.

2. Действительно ли Украинская Православная Церковь Московского патриархата подвергается гонениям? Да, после образования Православной Церкви Украины (ПЦУ) у нас в стране был ряд случаев перехода общин УПЦ МП в новосозданную структуру. Но, во-первых, эти случаи (всего их по Украине было порядка ста) никак не влияют на общую картину. Так, у нас в епархии таких случаев было всего два. Наша Церковь многократно компенсировала эти потери созданием новых общин. Во-вторых, эти случаи имели место в основном в первые месяцы существования ПЦУ — во время президентства Петра Порошенко. С тех пор, как к власти пришел Владимир Зеленский, эта история практически сошла на нет. В-третьих, далеко не каждый из этих случаев можно назвать захватом. По украинскому законодательству вопрос о принадлежности прихода той или иной конфессии решается голосованием прихожан. Да, в ряде общин прихожане проголосовали за переход из УПЦ в ПЦУ. Это неприятно, но таков их выбор, и мы его принимаем: свободное расставание всегда лучше, чем единство по принуждению. В любом случае, украинское законодательство предоставляет нашей Церкви достаточно инструментов для защиты своих интересов в юридической плоскости. И нам не раз удавалось добиваться правды в суде, не прибегая к насилию и уж тем более к военной операции. Более того, были и случаи, когда перешедшие в ПЦУ приходы возвращались. Ни во времена правления Порошенко, ни при Зеленском мы не ощущали себя гонимыми. Если вы изучите все официальные заявления нашего Предстоятеля Блаженнейшего митрополита Онуфрия, то ни в одном из них не найдете жалоб на преследования и притеснения УПЦ. Ни до 2014 года, ни после него мы не ощущали никакой ущербности нашего положения. Украинская Православная Церковь Московского патриархата совершала свое служение без каких-либо препятствий и ограничений. Возводились новые храмы, реставрировались и возрождались старые. Во всех епархиях кипела миссионерская, социальная, духовно- и культурно-просветительская работа. Наглядным подтверждением тому служит, например, ежегодный многотысячный крестный ход в день Крещения Руси с участием всех епархий УПЦ.

3. Притесняется ли в Украине русский язык? В Украине государственным языком является украинский. Он используется в официальной обстановке: на официальных государственных мероприятиях, в официальных документах и т. д. Никаких ограничений на использование русского языка в неофициальной обстановке в Украине нет. Он присутствует и в печати, и на радио, и на телевидении, и в общении между людьми. Священники УПЦ произносят проповеди за богослужением на том языке, который удобнее для них и их паствы: в нашей епархии в основном на русском языке. Российские СМИ часто представляют ситуацию так, будто в Украине русскоязычное население заставляют использовать непонятный ему украинский язык. На самом деле и в советские годы, и в годы независимости украинский язык был и остается обязательным предметом школьной программы, поэтому практически все население страны (за исключением иммигрантов) его знает и понимает. Русскоязычные жители Украины, осилевшие школьную программу, без особых затруднений выражают свои мысли на украинском языке. Украинцы никогда не гнобили и не упрекали друг друга в том, кто на каком языке общается. Многие выросли в русскоговорящих семьях. И это никогда не было проблемой.

4. Как восприняли в Украинской Православной Церкви российскую «спецоперацию»? Уже 24 февраля наш Предстоятель Блаженнейший митрополит Онуфрий обратился к украинской пастве и всему украинскому народу с таким посланием: «Дорогие братья и сестры! Верные нашей Украинской Православной Церкви! Как Предстоятель Украинской Православной Церкви обращаюсь к вам и ко всем гражданам Украины. Случилась беда. К величайшему сожалению, Россия начала военные действия против Украины, и в это судьбоносное время призываю вас не впадать в панику, быть мужественными и проявить любовь к своей Родине и друг к другу. Призываю вас, прежде всего, к усиленной покаянной молитве за Украину, за наше войско и наш народ, прошу забыть взаимные распри и недоразумения и объединиться любовью к Богу и нашей Родине. В это трагическое время мы выражаем особую любовь и поддержку нашим воинам, стоящим на страже и оберегающим и защищающим нашу землю и наш народ. Пусть Бог их благословит и хранит! Отстаивая суверенитет и целостность Украины, мы обращаемся к Президенту России и просим немедленно прекратить братоубийственную войну. Украинский и русский народы вышли из Днепровской купели крещения, и война между этими народами – это повторение греха Каина, который из зависти убил своего родного брата. Такая война не имеет оправдания ни у Бога, ни у людей. Призываю всех к здравому смыслу, который учит нас решать свои земные проблемы во взаимном диалоге и взаимном понимании, и искренне надеюсь, что Бог простит нам наши грехи и мир Божий воцарится на нашей земле и во всем мире!». Аналогичные по смыслу обращения сделали и другие правящие архиереи УПЦ, в том числе и наш владыка — митрополит Днепропетровский и Павлоградский Ириней. По благословению митрополита Онуфрия во всех храмах УПЦ на каждой литургии произносятся особые прошения на сугубой ектении и последующая молитва, в которой звучат такие слова: «Даруй нам всесильную благодать Твою: власти умудри, воинство наше мужеством укрепи… на поле брани жизнь свою положивших милости Твоей сподоби и вся люди твоя сохрани от врага и супостата». Именно как «врага и супостата», а не как освободителя воспринимает УПЦ российскую армию. Отдельно стоит сказать об отношении духовенства и мирян УПЦ к патриарху Кириллу и вообще к Русской Православной Церкви. В конфликте между Россией и Украиной патриарх фактически отказался выполнить роль примирителя и принял сторону одного из участников конфликта — Российской Федерации. На наш взгляд, еще при появлении первых намеков на возможность вооруженного конфликта РПЦ следовало заявить, что: – она категорически против военного конфликта и/или насильственного пересмотра границ между государствами, входящими в ее каноническую территорию; – Если власть принуждает православных верующих к отступлению от Христа и Его Церкви, а также к греховным, душевредным деяниям, Церковь должна отказать государству в повиновении. Христианин, следуя велению совести, может не исполнить повеления власти, принуждающего к тяжкому греху. В случае невозможности повиновения государственным законам и распоряжениям власти со стороны церковной Полноты, церковное Священноначалие по должном рассмотрении вопроса может предпринять следующие действия: вступить в прямой диалог с властью по возникшей проблеме; призвать народ применить механизмы народовластия для изменения законодательства или пересмотра решения власти; обратиться в международные инстанции и к мировому общественному мнению.

5. Улучшит ли российское военное вторжение положение Украинской Православной Церкви? В ответ на этот вопрос мы могли бы рассказать о множестве храмов и монастырей, пострадавших или вообще полностью разрушенных в результате начавшихся военных действий. Но все это меркнет по сравнению со множеством человеческих жертв, в том числе среди мирных жителей, включая женщин и детей. Мы, священнослужители УПЦ, заявляем: мы не хотим, чтобы ради улучшения положения нашей Церкви была пролита кровь даже одного человека. Для нас лучше быть гонимыми, чем «освобожденными» такой страшной ценой. Мы не можем сказать нашим прихожанам, потерявшим детей: «Вы потеряли ребенка, но зато теперь можете радоваться торжеству православной веры!». Мы не просили «спасать» нас, а тем более таким кровавым путем. Более того, даже в случае полной победы России никакого спасения Церкви не произойдет. Треть наших прихожан уже бежала в более безопасные страны и регионы, и большая часть из них уже не вернется назад, если над нашими городами и селами поднимается российский флаг. Бизнес, который поддерживал наши приходы, остановил работу или едва сводит концы с концами. Города, в которых проживала наша паства, разрушены, в стране экономический кризис, доходы населения упали. Наконец, подавляющее большинство украинцев, и в том числе священнослужителей и прихожан УПЦ, воспринимает российскую армию не как освободителей, а как завоевателей, убийц и оккупантов. Такова ваша цель? Если кто-то из священников Московского Патриархата встретит русских солдат хлебом-солью и начнет молиться «о богохранимей стране нашей российстей», ВСЕ ПРИХОЖАНЕ от него просто уйдут. В заключении хочется сказать, когда нет диалога-начинается война… Война не созидает. Она несет разрушения, оставляя кровавый след и множество смертей.

МЫ ПРИЗЫВАЕМ КАЖДОГО ИЗ ВАС ОТОЗВАТЬ ВАШИХ СОЛДАТ ОТ ЭТОЙ БРАТОУБИЙСТВЕННОЙ ВОЙНЫ, НЕ БЛАГОСЛОВЛЯТЬ НОВЫХ СОЛДАТ И ОБРАТИТЬСЯ К ВАШЕЙ ВЛАСТИ С ПРИЗЫВОМ ОСТАНОВИТЬ ЭТУ ВОЙНУ. НЕ МОЛЧИТЕ! ВЫ В СИЛАХ ЭТО ОСТАНОВИТЬ!

Джерело: https://m.facebook.com/story.php?story_fbid=4951181391626013&id=100002026032561

Поділитись:

Share on facebook
Share on twitter
Share on linkedin
Share on telegram
Share on whatsapp

#God against war у соцмережах:

Підписуйтесь і поширюйте.