ETHOS

ЕТОС на практике во время войны

Оксфордская декларация солидарности

Участники международной конференции по теме «Христианская идентичность в национальном, транснациональном и локальном измерениях: Перспективы протестантизма, православия и католицизма» в Оксфорде, прошедшая 4-5 апреля, подписали совместную Декларацию солидарности.

По мнению одного из инициаторов этого события архимандрита Кирилла Говоруна: «Она, с одной стороны, солидаризируется с православной декларацией против «русского мира», обнародованной в Воскресенье Торжества Православия. А с другой стороны, ее охват шире и конструктивнее, потому что она затрагивает проблемы «христианизма».

Среди первых подписантов Оксфордской декларации такие известные и символические фигуры как Юрген Мольтманн, «отец» послевоенной политической теологии, Мирослав Вольф, Томаш Халик, лауреат Темплтонской премии, Хосе Казанова, Оливер О’Донован и многие другие богословы и публичные деятели.

Символично также, что Декларация была подписана в той же комнате Нового колледжа – McGregor-Matthews Room, – где в 1937 году была подписана еще одна декларация, посвященная росту тоталитаризма в нацистской Германии и советской России.

Официальная инаугурация Оксфордской декларации солидарности прошла в университетской церкви Святой Марии сразу после публичной лекции о. Кирилла Говоруна «Православная публичная теология между национальной идентичностью и имперской».

Заявление о солидарности с православной Декларацией об учении о «русском мире», а также против христианского национализма и нового тоталитаризма

После вторжения Российской Федерации в Украину в феврале 2022 года православные голоса решительно осудили использование для оправдания нынешней войны учения о «русском мире», согласно которому существует органически единая транснациональная православная русская цивилизация, включающая территории и народы России, Украины, Беларуси, а иногда и других стран. Данное заявление призвано: а) содействовать тому, чтобы неправославные ученые-христиане поддержали отвержение православными учения о «русском мире»; б) отвергнуть порочные союзы между христианской идентичностью и политической властью, возникшие также в контексте христианского национализма; в) призвать к развитию экуменического «богословия после христианского мира (Christendom)». Мы приглашаем христианских ученых и священнослужителей к поддержке этого заявления, а также открыты для тех, кто не разделяет его христианский язык, но солидарен с его целью


Нет столь святаго, как Господь; 
ибо нет другого, кроме Тебя; 
и нет твердыни, как Бог наш.
Не умножайте речей надменных; 
дерзкие слова да не исходят из уст ваших; 
ибо Господь есть Бог ведения, и дела у Него взвешены.

Из молитвы Анны, 1 Самуил 2-3

Мы осознаем, что христианские традиции исторически приписывают святость одному лишь Богу. Ни нация, ни государство, ни какое-либо политическое сообщество не могут правомерно претендовать на присущую им святость.

Христианская идентичность не принадлежит единственно, исключительно или в высшей степени какой-либо нации, расе или цивилизации. Целостность христианского свидетельства искажается там, где оно используется для создания разделений между одними и другими народами, расами, нациями, цивилизациями. 

Поэтому мы выступаем против «христианского национализма»«христианской Европы» и «русского мира».

Россия и Европа в широком смысле исторически были домом для множества религиозных, этнических и языковых общин. Целостность христианского свидетельства искажается политической агрессией, причинением телесных повреждений, страданий и ущерба, либо же отрицанием прав и целостности сообществ, с которыми мы сосуществуем, – будь то во имя христианского национализма или так называемого «русского мира» (Святой Руси). 

Мы помним, что часто христианство слишком медлило с признанием опасности своего соучастия в политическом насилии.

Христианской идентичностью злоупотребляли в отношении как христиан, так и нехристиан: во вспышках насилия на религиозной почве, в ужасных преследованиях евреев и других меньшинств, а также в отношении народов мира, которые христианские колонизаторы пытались насильственно обратить в свою веру. Целостность христианского свидетельства искажается использованием насилия в вопросах религии и использованием религии в сфере насилия.

Мы призываем других христианских ученых в Европе и за ее пределами выступить против порочных союзов между христианской идентичностью и политической властью.

Христианские ученые должны быть готовы и желать выступать против нечестивых союзов между христианством и политической властью, особенно в контексте национализма, популизма и новых форм тоталитаризма. Целостность христианского свидетельства искажается, когда присвоение христианской идентичности не оспаривается изнутри христианских традиций. 

Мы приветствуем «Декларацию об учении о ‘русском мире’ (РМ)», исходящую от части международного православного сообщества.

Злоупотребление учением о «русском мире» было решительно осуждено православными из разных стран как неправославное. Православные богословы без колебаний осудили братоубийственную войну против Украины как «повторение греха Каина». Целостность христианского свидетельства обеспечивается христианской солидарностью с теми, кто говорит власти правду.

Мы призываем к разработке экуменического «богословия после христианского мира’ (Christendom)».

Опираясь на Писание, разум и богатые традиции христианских церквей по всему миру, христианство XXI века должно развивать размышления о богословии и политической мысли, делая особый акцент на экуменическом «богословии после ‘христианского мира’». Православные, католические и протестантские ученые должны поддерживать друг друга в сопротивлении сакрализации политических сообществ и предлагать ресурсы для формулирования теологии, приверженной общему благу, истинности и справедливости.

Подписанты:

  1. Cyril Hovorun
  2. Marietta van der Tol
  3. Petr Kratochvíl
  4. Katharina Kunter
  5. Sophia Johnson
  6. Jenny Leith
  7. John Heathershaw
  8. Milena Benovska
  9. Mika Vähäkangas
  10. Kristine Margvelashvili
  11. Rosita Garškaitė
  12. Tobias Koellner
  13. Courtney Kane
  14. Magnus Hagevi
  15. Hossein Dabbagh
  16. Andrew Marshall
  17. Marko Vekovic
  18. Zachary Calo
  19. Gionathan Lo Mascolo
  20. Samer Alnasir
  21. Zoran Grozdanov
  22. Jürgen Moltmann
  23. Nicholas Wolterstorff
  24. Thomáš Halík
  25. Miroslav Volf
  26. Pantelis Kalaitzidis
  27. Aristotle Papanikolaou
  28. Brandon Gallaher
  29. Ryan McAnnally-Linz
  30. Jose Casanova
  31. Markus Meckel
  32. Oliver O’Donovan
  33. Roman Soloviy
  34. Oleksandr Geychencko
  35. Viktória Kóczián
  36. Ivana Noble
  37. Richard René
  38. Stephen Finamore
  39. Nikolaos Asproulis
  40. Paul Ladouceur
  41. Hadje C. Sadje
  42. Muthuraj Swamy
  43. Gábor Iványi
  44. Paul Freston
  45. Jonathan Chaplin
  46. Laurens Hogebrink
  47. Peter Ben de Smit
  48. Nathaniel Wood
  49. Rachel Muers
  50. Eduard Berdnyk
  51. David Montgomery
  52. Nicholas Sooy
  53. Katya Tolstoj
  54. Joanildo Burity
  55. István Zalatnay
  56. Ulrich Schmiedel
  57. Georgios Vlantis
  58. Fabiny Tamás
  59. Nick Megoran
  60. Christian Krieger
  61. David Jasper
  62. Emma Loosley Leeming
  63. Massimo Faggioli
  64. Riho Altnurme
  65. Leon van den Broeke
  66. Hannah Strømmen
  67. Paul Brink
  68. Tornike Metreveli

Источник: Religion in Praxis

Поделиться:

Поделиться в facebook
Поделиться в twitter
Поделиться в linkedin
Поделиться в telegram
Поделиться в whatsapp

#God against war в соцсетях:

Подписывайтесь и распространяйте.