ETHOS

Анонс курса

Православная теология начала XXI века

Юрий Черноморец (при участии Александра Филоненко)

О курсе

Формат: 7 онлайн лекций-встреч

Даты: четверги 18, 25 ноября,
2, 9, 16, 23 декабря и вторник 28 декабря

Время: 19:00

  • Взнос за участие в курсе – 700 грн

Мы поразмышляем о том, чем отличается православная теология в начале XXI века от прошлых типов православной богословской и религиозно-философской мысли. Каковы причины радикальных трансформаций в православной академической теологии? Как новое возвращение к традиции в богословии может помочь в реальной жизни церковных общин? Как православная теология способна реагировать на вызовы эпохи постмодерна? Что оказывается принципиально новым в православном богословском учении о человеке, о Троице, о соотношении религиозного и научного мировоззрения? Как изменились учение о Церкви, православная этика и политическая теология? Как удалось создать обновленное социальное учение Церкви?

Подробную программу курса смотрите ниже.

Язык курса – русский  

Видеоанонс

О лекторе

Авторский курс Юрия Черноморца – профессора кафедры богословия и религиоведения Национального педагогического университета (г.Киев), доктора философских наук, православного богослова.

Главный диспутант – Александр Филоненко, профессор Харьковского национального университета имени В.Н.Каразина, доктор философских наук и православный богослов.

Как принять участие? 

Заполнить анкету и сделать взнос за участие

Стоимость – 700 грн  

Напишите нам на hello@ethos.org.ua, если вы хотите прослушать курс, но не имеете возможности оплатить всю сумму или какую-то часть. У нас есть различные возможности скидок и стипендий

 

После зачисления оплаты мы вскоре пришлем вам на почту письмо с доступом к zoom-сессиям, а также ссылками на чат для внелекционного общения студентов и на Путеводитель к триместру, в котором будут все необходимые дополнительные материалы.

 

Программа курса:

 

18 ноября. 

Историческое значение появления новой парадигмы в православной теологии начала XXI века

 

Периодическое изменение парадигм в истории православной теологии при неизменности Православия как конфессионального феномена. Классическая православная теология. Модерные метаморфозы православной мысли от XV века до русской религиозной философии. Неопатристика как новая православная классическая теология. Сегодняшние дискуссии о кризисе неопатристики и появлении новой парадигмы православного мышления. Радикальный поворот в православной теологии начала XXI века как новый возврат к Традиции, к Евхаристии и к Евангелию. Феномен постнеопатристики как новой, постметафизической классической православной теологии. Единство многообразия современной православной теологии и новое «собирание традиции» через актуализацию соборности православия. Постнеопатристика как решение задач, поставленных неопатристикой.

 

25 ноября. 

Православная богословская антропология начала XXI века 

 

Развитие христианского персонализма в православной теологии XX столетия. Феномен православного экзистенциализма. Формирование постэкзистенциалистского персонализма как первая особенность постнеопатристики. Современные философские дискуссии о субъективности и постнеопатристическая антропология. Формирование постмодерной «теоэстетики» как феноменологии чувственного переживания присутствия Бога. Новое учение о разуме, свободе и чувственности как возвращение к положениям патристической антропологии. Холистическая антропология постнеопатристики как ортодоксальное учение о человеке и преодоление неопатристических отклонений от традиционной православной антропологии. Последствия становления новой православной антропологии для этики и сотериологии. Преодоление неопатристического гносеоцентризма в постнеопатристике и возрастание роли феноменологии и герменевтики в богословской мысли. Феноменологическая герменевтика как путь самопознания в православной антропологии.

 

2 декабря. 

Православная богословская триадология начала XXI века.

 

Триадологический ренессанс в христианской теологии XX в. Место православного богословия в современных дискуссиях о Троице. Развитие триадологии как средство преодоления неопаламитского дуализма сущности и энергий. Новое толкование триадологии каппадокийцев и Августина как путь к преодолению антикатолического дискурса. Последствия формирования новой постнеопатристической триадологии для развития нового понимания отношений Бога и мира, Бога и человека, Бога и Церкви. Новая катафатика, новая апофатика, новое богословие хвалы. Транценденталии как сверхъкатегориальные определения Бога, как характеристики жизни Троицы и «имена Бога». Теория трансценденталий как средство окончательного преодоления модерных и неопатристических схоластических теорий о Боге.

 

9 декабря. 

Православная богословская экклезиология начала XXI века

 

Церковь как главный предмет неопатристической мысли. Неопатристическая православная экклезиология и литургическое богословие как средство преодоления схоластических форм мышления и церковной жизни. Неопатристическая теология культуры как продолжение экклезиологии. Постнеопатристика как новое понимание природы церковной койнонии, новое понимание отношений Церкви и мира. Вопрос о власти в церкви и разрешении многочисленных противоречий неопатристической экклезиологии. Радикальный экуменизм в постнеопатристической православной экклезиологии.

 

16 декабря. 

Современная православная теология науки

 

Попытки создания православной теологии науки XX века: от мировоззренческих синтезов к аналитической теологии. Становление новой православной теологии науки посредством использования теорий феноменологии Ж.-Л. Мариона и нового осмысления учения о воипостезировании во Христе всего сотворенного. Ведущая роль философии в попытках соединения религиозного и научного мировоззрений. Православное феноменологическое толкование единства природы и благодати, идеального и материального, человека и природы. Патристическое видение мира и современная православная переинтерпретация научной картины мира. Утопические элементы в современной православной теологии науки и дальнейшие пути ее возможного развития. Новое богословие науки как источник экобогословия.

 

23 декабря. 

Православная политическая теология начала XXI века, ее источники в общехристианских и конфессиональных этике, аскетике, психологии

 

Современная православная политическая теология как продолжение христианской этики. Христианское понимание достоинства личности, прав и свобод человека, справедливости и солидарности. Идеал цивилизации любви. Этика радикального принятия другого. Новое толкование этики и аскетики: синтез патристических идей и нравственного гуманизма философии диалога. Феноменологизация православной аскетики и психологии как результат принятия новой православной антропологии. Церковь как единство разнообразия и возможности для светского социума быть единством разнообразия. Евангельские и патристические корни современной православной политической теологии. Две разновидности современной политической теологии: православный либерализм (П.Калаицидис, А.Папаниколау) и православный солидаризм (Д.Харт). Радикальные отличия православного либерализма от светского политического либерализма. Причины для отказа называть политическую теологию Харта «христианским социализмом». Радикальный пацифизм современного православного политического богословия. Утопическое и реалистичное в современном православном богословии. Христианский гуманизм как альтернатива насильственным теориям и практикам гражданских религий постмодерного общества. Политическое богословие и новая религиозная философия как средства проектирования социально-политической реальности «после-постмодерна».

 

28 декабря.  

Трансформация социального учения Православной Церкви

 

Общее влияние аскетики, этики и политической теологии на социальное учение: движение от идей митрополита Иоанна Зизиуласа к теориям Дэвида Харта. Развитие методологии социального учения Церкви в связи с возрождением соборности в начале XXI века и новым переосмыслением православного учения о Предании. Общие тенденции развития христианского социального учения: движение от неосхоластических концепций к выражению пророческого голоса Церкви, от идей институциональных преобразований к христианскому персоналистическому гуманизму. Особенности православного учения о достоинстве человека, его свободе и правах. Обновление православного учения о сообществах и личностях, формирование новой апологии семьи. Новое видение путей преодоления бедности и достижения социальной справедливости. Экобогословие в социальной доктрине. Апология радикального пацифизма в социальной доктрине. Ответственный экуменизм социальной доктрины. Социальная доктрина и евангельские ценности. Социальная доктрина и православная традиция от патристики до неопатристистики. Возрождение ведущего значения богословия в жизни Церкви как следствие обновления социальной доктрины.